Описание
опыта воспитательной работы с учащимися
В современной социальной ситуации
российского общества перед каждым человеком встает объективная необходимость
постоянного активного самостоятельного выбора жизненных целей, стратегии и
тактики их достижения, выбора приоритетов при соотнесении своих целей с целями
других. В данной ситуации актуальна мысль Д.Дьюи о том, что школа есть модель
реального общества: ведь полноценное существование в социальном пространстве
возможно для личности, развивающейся в адекватной образовательной и
воспитательной среде, такой среде, где решаются не только образовательные
задачи, но и задачи социального становления личности.
В
основе социального становления личности лежит социальное самоопределение. Оно,
в свою очередь, базируется на личностном самоопределении, на активном
определении своей позиции относительно выработанной системы ценностей,
определении смысла своего существования.
Для решения проблемы социального
становления личности требуется образовательное обеспечение встречи детей с
реальной, а не «лабораторной» социальной обстановкой, психолого-педагогическое
сопровождение процесса их социального самоопределения. Для меня, как и для всех
участников современного образовательного и воспитательного процесса, актуальна
идея соединения обучения детей с формированием их жизненного опыта. Решение
этой проблемы возможно при следующих условиях:
-
если элементом содержания образования и воспитания становится жизненный опыт
учащихся;
-
если в школе и каждом классном коллективе используются возможности для
вовлечения учащихся в проектную деятельность, социально-трудовую практику;
-
если учащиеся приобретают навыки социального взаимодействия в рамках классного
коллектива.
Для достижения
целевых ориентиров ставятся следующие
задачи:
1. Воспитывать учащихся в уважении
к традициям, истории и культуре своего народа и к духовному наследию всего
человечества.
2. Создавать условия для творческой
деятельности и самореализации учащихся, воспитывать деловые качества,
нравственность и инициативу ребят.
3. Совершенствовать систему самоуправления
классного коллектива, создавать условия для реализации индивидуальных качеств
детей.
4. Формировать у учащихся потребности в здоровом образе
жизни.
5. Активизировать работу по взаимодействию
с семьями учащихся, учителями–предметниками, представителями социума.
Достижению поставленных задач способствует
выработанная система воспитательной работы, построенная на интеграции
современных образовательных и воспитательных технологий, традиционных форм и методов
работы и использовании современных средств общения, взаимодействия и контроля.
Значимым ресурсом
формирования личности учащихся, формирования предметных, метапредметных и
личностных компетенций является внеурочная деятельность. Большое внимание уделяю театрализации исторических
событий и фактов, так как, в
процессе подготовки к спектаклю, а зачастую и в написании сценария, учащиеся
расширяют свои знания, меняются
их представления об окружающем мире, обществе, человеке. Важным в данной
работе является налаженное социальное партнерство с различными организациями.
На фотографии запечатлена наша постановка «Женщинам войны посвящается», которую
мы при поддержке ДОСААФ показывали в детском доме №1.
Вся работа в данном
направлении ведется на основании программы внеурочной деятельности «Театральный
клуб».
Волонтерская
деятельность позволяет достигнуть результатов трёх уровней внеурочной
деятельности по ФГОС 2-го поколения. Школьники приобретают социальные знания об
общественных нормах, устройстве общества. Получают опыт переживания и
позитивного отношения к базовым ценностям общества. И самое главное получают опыт самостоятельного
общественного действия, который позволяет им стать социальным деятелем,
гражданином, свободным человеком. И здесь мы не обходимся без социального
партнерства, взаимодействие с общественными организациями и социальными
учреждениями области дополняет нашу деятельность. Фото в автобусе – это наша
дорога в Новокуйбышевск, где мы совместно с общественной организацией «Домик
детства» давали концерт в реабилитационном центре для детей-инвалидов
«Светлячок».
Кроме того, мои
ученики принимают участие в областном фестивале «Неограниченных возможностей»,
который был организован общественной организацией «Социо-АРТ».
Данная деятельность
ведется на основании реализации социально-образовательного проекта
«Социализация подростков посредством волонтерской деятельности». Главной
образовательной целью проекта является формирование у учащихся социальной
ответственности.
Большую роль в сплочении классного
коллектива играют коллективные творческие дела, участие в социальных
проектах, тренинговых и проблемных
технологий. В процессе подготовительной работы над проектом, при подготовке к
участию в различных шоу в классе
создаются временные творческие группы по интересам. Это дает моим воспитанникам
возможность попробовать себя в разных социальных и творческих ролях.
Важное место в моей работе
занимает классное руководство, сейчас у меня 7 «Б» класс. Про этот возраст
говорят – переходный или проблемный. Проблем действительно хватает, но мы с
ребятами их открыто обсуждаем, они сами
предлагают варианты как их решить. Важным моментом стало для меня выстраивание
позитивных и конструктивных взаимоотношений с родителями моих учеников, ведь
процесс обучения и воспитания только тогда будет качественным, когда ведется
согласованно школой и семьей. Родители класса с удовольствием принимают участие
во всех наших классных делах.
В данном направлении я
реализую воспитательную систему класса «Дружная семейка», которая направлена на
формирование нравственной позиции заботы об окружающих людях и, о себе как
товарище других людей.
Социометрия, проведенная в 7 классе,
выявила, что в исследуемой группе большинство детей имеет благоприятный статус.
КВ (коэффициент взаимного выбора) = 65, что говорит о достаточно большой
сплоченности классного коллектива. Средний уровень благополучия взаимоотношений
означает благополучие большинства детей группы в системе межличностных отношений, их удовлетворенность в общении,
признании сверстниками.
Внешними результатами внеурочной
деятельности я считаю активное участие детей в районных, городских и областных
социальных проектах.
Мои ученики лауреаты
городского конкурса социальных проектов «Здоровое поколение». Они заняли второе
место в областном конкурсе социальных проектов «Кто помнит историю, тот знает
бедующее». Приняли участие в Межрегиональном конкурсе видеопроектов «Минута
славы», посвященному 65-летию Победы в Великой Отечественной войне.
|