Социализация подростков посредством волонтерской
деятельности История человечества не
помнит такого общества, которому были бы чужды идеи добровольной и бескорыстной
помощи. Добровольная помощь, оказываемая человеком или группой людей обществу в
целом или отдельным людям, основана на идеях бескорыстного служения гуманным
идеалам человечества и не преследует целей извлечения прибыли, получения оплаты
или карьерного роста.
В современной западной
социологии «волонтерство» (Volunteerism) применяется для обозначения
добровольческого труда как деятельности, осуществляемой людьми добровольно на
безвозмездной основе и направленной на достижение социально значимых целей,
решение проблем сообщества [5, 9]. На идеях добровольной помощи основана
деятельность многих неправительственных организации, профессиональных
ассоциаций, профсоюзов и других гражданских организаций. Многие кампании по
ликвидации безграмотности, иммунизации населения, защите окружающей среды в
значительной степени зависят от усилий, предпринимаемых добровольцами.
Во Всемирной Декларации Добровольчества,
принятой в январе 2001 года (объявленного Годом Добровольцев), отмечается, что
добровольчество - фундамент гражданского общества, оно привносит в жизнь
потребность в мире, свободе, безопасности, справедливости. В Декларации
подчеркивается, что добровольчество - способ сохранения и укрепления
человеческих ценностей, реализации прав и обязанностей граждан, личностного
роста, через осознание человеческого потенциала. Добровольчество может быть также фактором
развития стран, реализуя идею ООН о том, что народы имеют силу изменить мир.
Декларация поддерживает права каждой женщины, мужчины и ребенка на вступление в
ряды добровольцев независимо от культурных и этнических особенностей, религии,
возраста, пола, физического, материального положения. Волонтеры рассматривают свою деятельность
как инструмент социального, культурного, экономического и экологического
развития. В Декларации особо подчеркивается, что волонтерство является
добровольным выбором, отражающим личные взгляды и позиции, активное участие
гражданина в жизни человеческих сообществ. Оно должно способствовать улучшению
качества жизни, личному процветанию и углублению солидарности людей. Определение волонтерства разработанное варшавским
Центром Волонтерства, отразило наиболее существенные черты этой формы
активности: «волонтерство - это
добровольная, сознательная и бесплатная деятельность на благо других, выходящая
за рамки дружественных и семейных отношений». В свою очередь, Закон об общественно
полезной деятельности и о волонтерстве (часто называемый законом о
волонтерстве) гласит, что волонтер - это
«человек, который добровольно и бесплатно выполняет услуги на условиях,
определенных в законе». Таким образом, волонтерство (или волонтерская деятельность) – это любая деятельность, осуществляемая на
добровольных началах и абсолютно безвозмездно, на благо окружающих нас людей.Волонтерская
деятельность в нашем государстве начинает развиваться вскоре после принятия
христианства в 988 г.В русской православной
среде издавна и до сих пор существует традиция работы во славу Божию, когда
добровольцы приходят потрудиться в монастыри. Наше крестьянство вплоть до
Октябрьской революции бережно хранило древние традиции взаимопомощи. Когда у
кого-то случалась беда, ему помогали всем миром. Дальнейшее
развитие волонтерства в России тесно связано с трагической дифференциацией
общества, произошедшей после петровских реформ, с проблемой образованного
меньшинства, которое чувствовало свою историческую вину перед невежественным
угнетенным большинством – с дихотомией «интеллигенция – народ». Известный в XIX
веке феномен кающегося дворянина, который «опрощался» и шел в народ – одно из
наиболее ярких проявлений волонтерства в России. Первые
«человеколюбивые общества» под императорским патронажем в России были созданы
еще в XVIII веке. В XIX возникли первые «некоммерческие общественные
организации» – земства. Деятельность земств – весьма знаменательная веха
истории волонтерства в нашей стране. Большинство народных начальных школ во II
половине XIX века принадлежало именно земствам, и в них охотно преподавали
волонтеры. Одна из самых
ярких страниц истории волонтерства нашей страны, и, в частности, волонтерства в
Москве, связана с русско-турецкой войной. В конце 1870-х годов монахини
московской Свято-Никольской обители стали первыми в мире сестрами милосердия,
которые добровольно отправились на фронт для оказания помощи раненым бойцам. К
началу Первой мировой войны это добровольческое движение распространилось среди
женщин-волонтеров и за рубежом (Красный Крест). После октября
1917 года волонтерство в России приобрело «добровольно-принудительный» характер.
Инициативу, ранее принадлежавшую общественным организациям и частным лицам,
полностью взяло в свои руки государство. Последняя негосударственная
волонтерская организация, российский филиал Международного Красного креста,
была закрыта в 1930-е годы. Впрочем, это вовсе не значит, что добровольчества в
СССР не существовало. Образ комсомольца-добровольца, сражавшегося в рядах
Красной Армии, восстанавливавшего разрушенное войнами народное хозяйство,
ехавшего покорять целину, оставил глубокий след в сознании русских людей. В
начале 90-х годов прошлого века добровольчество в нашей стране постепенно
начинает возрождаться [3, 268]. На сегодняшний
день Россия продолжает находиться на стыке двух эпох. В переломные моменты
истории воспитательные ориентиры общества утрачиваются, и требуется
определенное время для того, чтобы создать новые воспитательные ориентиры.
Школа всегда стремилась реагировать на изменения в обществе, изменения в
социальных требованиях к образованию. В современных условиях уровень
образованности не определяется только объемом знаний. В соответствии с
ФГОС с позиций компетентностного подхода
уровень образованности определяется способностью обучающегося решать проблемы
различной сложности на основе имеющихся знаний. Осуществление такого подхода в
образовании является наиболее актуальным, поскольку в этом случае мы готовим
учащихся к успешной и эффективной реализации на практике полученных знаний, ориентируемся
на основные цели – самообразование, самоопределение, самоактуализация,
социализация, развитие индивидуальности [2, 9]. Социальный
заказ государства в образовании направлен на воспитание человека,обладающего гражданской позицией. Основные
направления государственной политики в области гражданского образования
зафиксированы в ключевых нормативно-правовых документах: «Национальная доктрина
образования Российской Федерации до 2025 года», «О государственной поддержке
молодежных и детских общественных объединений»; Президентская программа «Дети
России», конкретизируются в «Концепции духовно-нравственного развития и
воспитания личности гражданина России», в письме Министерства образования РФ «О
гражданском образовании учащихся в общеобразовательных учреждениях Российской
Федерации» от
15.01.2003 N 13-51-08/13. Суть гражданского воспитания
заключается в том, чтобы сформировать у человека гражданскую позицию, которая
выражается в стремлении личности к достижению высоких нравственных идеалов,
патриотической и интернациональной сознательности, обеспечивает наиболее полную
реализацию творческих возможностей. Не менее значимой задачей
реформирования системы образования определяется сбережение и укрепление
здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа
жизни. Решить обе вышеизложенные задачи возможно, актуализировав и адаптировав в условиях современных реалий
идею волонтерского движения. Волонтерское
движение может стать воспитательным ориентиром для современной молодежи, т.к. в
его основе лежит старый как мир принцип: хочешь почувствовать себя
человеком — помоги другому. Волонтерское движение – институт воспитания
семейственности, честности, справедливости, верности, милосердия,
ответственности, терпимости, трудолюбия, умеренности, добра. Не стоит
забывать и о практической полезности развития волонтерского движения в школе.
Экологические десанты, забота о ветеранах, детях-инвалидах и детях оказавшихся
без попечения родителей - это не полный перечень добрых дел, которые совершают
ребята на благо общества. Следует
отметить, что волонтерское движение отвечает задачам гуманизации современного
общества через гуманизацию образования и
воспитания молодежи. Оптимальным является привлечение к волонтерству старших
подростков. У школьников старшего возраста
мотивы учения начинают воплощать потребности и стремления, связанные с будущей
позицией в жизни и с профессиональной трудовой деятельностью. Старшие школьники
- это люди, обращенные в будущее, и все настоящее, в том числе и учение,
выступает для них в свете этой основной направленности личности. Выбор
дальнейшего жизненного пути, самоопределение становятся тем мотивационным
центром, который определяет деятельность, поведение и отношение к окружающему [1,
118]. Становление личности
подростка, расширение круга его интересов, развитие самосознания, приобретение нового
опыта общения со сверстниками, как правило, ведут к интенсивному росту социально ценных побуждений и переживаний.
Подросток острее испытывает сочувствиепри виде горя других людей, ему свойственно стремление бескорыстно
отказаться от чего-то для него ценного ради блага другого человека. В
подростковом возрасте больше, чем в другом школьном возрасте, отмечается
захваченность растущего человека переживаниями, связанными с добром,
сочувствием, со способностью жертвовать своими запросами, потребностями ради
других людей. Кризис
отрочества обогащает подростка знаниями и чувствами таких глубин, о которых он
даже не подозревал в детстве. Подросток через собственные душевные муки
обогащает сферу своих чувств и мыслей, он проходит трудную школу идентификации
с самим собой и с другими, впервые овладевая опытом целенаправленного
обособления [4, 215]. Участие в
различных волонтерских акциях, фестивалях, концертах, конкурсах и тренингах
способствует развитию у школьников социально-адаптивной компетенции, которая
подразумевает развитие таких качеств личности как: позитивность в восприятии
себя и окружающей жизни; активная жизненная позиция; инициативность;
мобильность; конкурентоспособность; умение принимать решение в разных
ситуациях; удовлетворенность взаимоотношениями с окружающими людьми и, как
правило, коммуникабельность и многие другие. Волонтерская деятельность, таким
образом, становится важнейшей частью воспитательной системы школы. На основе изучения
опыта работы по социализации подростков посредством волонтерской деятельности
творческой группой учителей МБОУ средняя обшеобразовательная школа №121 г. Самары
было принято решение упорядочить и систематизировать проведение мероприятий
социальной направленности. Появилась идея создать в школе волонтерский отряд.
Большое влияние на определение целей, форм и средств волонтерской деятельности
оказал семинар, проведенный в Самаре международным экспертом по вопросам
сиротства Александром Гезаловым. Основным направлением своей деятельности мы
избрали социальное волонтерство. На сегодняшний день в школе действует
постоянный, хорошо организованный волонтерский отряд «Живое сердце», со своей
эмблемой, формой и уставом, разработанными учащимися школы. Социальными партнерами нашего
отряда являются как общественные, так и различные муниципальные организации. С 2012-2013
учебного года в школе реализуется проект, рассчитанный на три учебных года, проект
взаимодействия с детским домом № 3 города Самара. Целью проекта является
– сформировать инклюзивную среду для
учащихся школы и воспитанников детского дома. Использование данной формы работы целесообразно
по нескольким причинам. Во-первых, она создаёт условия для самореализации
подростка, применения своих знаний в решении личных проблем. Во-вторых,
подросток не только приобретает определённую сумму знаний и обучается
соответствующим навыкам поведения, но и у него формируется активная жизненная
позиция, позволяющая ему репродуцировать свои знания и навыки в среде
сверстников. В-третьих, передача психологической культуры осуществляется внутри
подростковой субкультуры, чем снимается момент возрастного сопротивления мнению
взрослых. В 2012-2013
учебном году между нашей школой и кафедрой возрастной психологии, факультета
психологии Поволжской Государственной Социально Гуманитарной Академии заключен
договор о сотрудничестве, предметом договора является психолого-педагогическое
сопровождение волонтерской деятельности школьников. Ставится задача - изучить влияние активной вовлеченности
школьников в волонтерскую деятельность на ход процесса социализации и выработку
ключевых социальных компетенций. Главными ожидаемыми
результатами проекта являются: положительная тенденция адаптированности
участников проекта, формирование знаний и умений конструктивного взаимодействия
со сверстниками и взрослыми, развитие творческих возможностей участников
проекта через их активную позицию по формированию инклюзивной среды.
- Божович, Л. И. Изучение мотивации поведения детей
и подростков. М.1972.
- Болотов, В. А. Компетентностная модель: от идеи к
образовательной программе // Педагогика. 2003. - № 10. -С. 8-14.
- Локтионова Т.
А. История возникновения и становления волонтерства в России // Молодой ученый.
— 2012. —
- №8. — С. 267-269. Реан, А. А. Психология
подростка М., 2003.
- Сидоркина С. Л. Формирование социальной
ответственности у подростков посредствомсоциально значимой деятельности.
Нижний Новгород, 2010
|