Форма входа

Категории раздела

Мои статьи [2]

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Суббота, 18.05.2024, 09:49
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
  История - свидетель прошлого, свет истины,
живая память,учитель жизни, вестник старины
                                                            Цицерон
Сайт учителя истории  и обществознания МБОУ СОШ №121 г.Самара
Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Мои статьи

Социализация подростков посредством волонтерской деятельности

Социализация подростков посредством волонтерской деятельности

История человечества не помнит такого общества, которому были бы чужды идеи добровольной и бескорыстной помощи. Добровольная помощь, оказываемая человеком или группой людей обществу в целом или отдельным людям, основана на идеях бескорыстного служения гуманным идеалам человечества и не преследует целей извлечения прибыли, получения оплаты или карьерного роста.

В современной западной социологии «волонтерство» (Volunteerism) применяется для обозначения добровольческого труда как деятельности, осуществляемой людьми добровольно на безвозмездной основе и направленной на достижение социально значимых целей, решение проблем сообщества [5, 9]. На идеях добровольной помощи основана деятельность многих неправительственных организации, профессиональных ассоциаций, профсоюзов и других гражданских организаций. Многие кампании по ликвидации безграмотности, иммунизации населения, защите окружающей среды в значительной степени зависят от усилий, предпринимаемых добровольцами.

Во Всемирной Декларации Добровольчества, принятой в январе 2001 года (объявленного Годом Добровольцев), отмечается, что добровольчество - фундамент гражданского общества, оно привносит в жизнь потребность в мире, свободе, безопасности, справедливости. В Декларации подчеркивается, что добровольчество - способ сохранения и укрепления человеческих ценностей, реализации прав и обязанностей граждан, личностного роста, через осознание человеческого потенциала.

Добровольчество может быть также фактором развития стран, реализуя идею ООН о том, что народы имеют силу изменить мир. Декларация поддерживает права каждой женщины, мужчины и ребенка на вступление в ряды добровольцев независимо от культурных и этнических особенностей, религии, возраста, пола, физического, материального положения.

Волонтеры рассматривают свою деятельность как инструмент социального, культурного, экономического и экологического развития. В Декларации особо подчеркивается, что волонтерство является добровольным выбором, отражающим личные взгляды и позиции, активное участие гражданина в жизни человеческих сообществ. Оно должно способствовать улучшению качества жизни, личному процветанию и углублению солидарности людей.

Определение волонтерства разработанное варшавским Центром Волонтерства, отразило наиболее существенные черты этой формы активности: «волонтерство -  это добровольная, сознательная и бесплатная деятельность на благо других, выходящая за рамки дружественных и семейных отношений».

В свою очередь, Закон об общественно полезной деятельности и о волонтерстве (часто называемый законом о волонтерстве) гласит, что волонтер -  это «человек, который добровольно и бесплатно выполняет услуги на условиях, определенных в законе».

Таким образом, волонтерство (или волонтерская деятельность) – это любая деятельность, осуществляемая на добровольных началах и абсолютно безвозмездно, на благо окружающих нас людей.Волонтерская деятельность в нашем государстве начинает развиваться вскоре после принятия христианства в 988 г.В русской православной среде издавна и до сих пор существует традиция работы во славу Божию, когда добровольцы приходят потрудиться в монастыри. Наше крестьянство вплоть до Октябрьской революции бережно хранило древние традиции взаимопомощи. Когда у кого-то случалась беда, ему помогали всем миром.

Дальнейшее развитие волонтерства в России тесно связано с трагической дифференциацией общества, произошедшей после петровских реформ, с проблемой образованного меньшинства, которое чувствовало свою историческую вину перед невежественным угнетенным большинством – с дихотомией «интеллигенция – народ». Известный в XIX веке феномен кающегося дворянина, который «опрощался» и шел в народ – одно из наиболее ярких проявлений волонтерства в России.

Первые «человеколюбивые общества» под императорским патронажем в России были созданы еще в XVIII веке. В XIX возникли первые «некоммерческие общественные организации» – земства. Деятельность земств – весьма знаменательная веха истории волонтерства в нашей стране. Большинство народных начальных школ во II половине XIX века принадлежало именно земствам, и в них охотно преподавали волонтеры.

Одна из самых ярких страниц истории волонтерства нашей страны, и, в частности, волонтерства в Москве, связана с русско-турецкой войной. В конце 1870-х годов монахини московской Свято-Никольской обители стали первыми в мире сестрами милосердия, которые добровольно отправились на фронт для оказания помощи раненым бойцам. К началу Первой мировой войны это добровольческое движение распространилось среди женщин-волонтеров и за рубежом (Красный Крест).

После октября 1917 года волонтерство в России приобрело «добровольно-принудительный» характер. Инициативу, ранее принадлежавшую общественным организациям и частным лицам, полностью взяло в свои руки государство. Последняя негосударственная волонтерская организация, российский филиал Международного Красного креста, была закрыта в 1930-е годы. Впрочем, это вовсе не значит, что добровольчества в СССР не существовало. Образ комсомольца-добровольца, сражавшегося в рядах Красной Армии, восстанавливавшего разрушенное войнами народное хозяйство, ехавшего покорять целину, оставил глубокий след в сознании русских людей. В начале 90-х годов прошлого века добровольчество в нашей стране постепенно начинает возрождаться [3, 268].

На сегодняшний день Россия продолжает находиться на стыке двух эпох. В переломные моменты истории воспитательные ориентиры общества утрачиваются, и требуется определенное время для того, чтобы создать новые воспитательные ориентиры. Школа всегда стремилась реагировать на изменения в обществе, изменения в социальных требованиях к образованию. В современных условиях уровень образованности не определяется только объемом знаний. В соответствии с ФГОС  с позиций компетентностного подхода уровень образованности определяется способностью обучающегося решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний. Осуществление такого подхода в образовании является наиболее актуальным, поскольку в этом случае мы готовим учащихся к успешной и эффективной реализации на практике полученных знаний, ориентируемся на основные цели – самообразование, самоопределение, самоактуализация, социализация, развитие индивидуальности [2, 9].

Социальный заказ государства в образовании направлен на воспитание человека,обладающего гражданской позицией. Основные направления государственной политики в области гражданского образования зафиксированы в ключевых нормативно-правовых документах: «Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года», «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»; Президентская программа «Дети России», конкретизируются в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», в письме Министерства образования РФ «О гражданском образовании учащихся в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации» от 15.01.2003 N 13-51-08/13.

Суть гражданского воспитания заключается в том, чтобы сформировать у человека гражданскую позицию, которая выражается в стремлении личности к достижению высоких нравственных идеалов, патриотической и интернациональной сознательности, обеспечивает наиболее полную реализацию творческих возможностей.  Не менее значимой задачей реформирования системы образования определяется сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни. Решить обе вышеизложенные задачи возможно, актуализировав  и адаптировав в условиях современных реалий идею волонтерского движения.

Волонтерское движение может стать воспитательным ориентиром для современной молодежи, т.к. в его  основе лежит старый как мир принцип: хочешь почувствовать себя человеком — помоги другому. Волонтерское движение – институт воспитания семейственности, честности, справедливости, верности, милосердия, ответственности, терпимости, трудолюбия, умеренности, добра.

Не стоит забывать и о практической полезности развития волонтерского движения в школе. Экологические десанты, забота о ветеранах, детях-инвалидах и детях оказавшихся без попечения родителей - это не полный перечень добрых дел, которые совершают ребята на благо общества.

Следует отметить, что волонтерское движение отвечает задачам гуманизации современного общества через гуманизацию  образования и воспитания молодежи. Оптимальным является привлечение к волонтерству старших подростков.

У школьников старшего возраста мотивы учения начинают воплощать потребности и стремления, связанные с будущей позицией в жизни и с профессиональной трудовой деятельностью. Старшие школьники - это люди, обращенные в будущее, и все настоящее, в том числе и учение, выступает для них в свете этой основной направленности личности. Выбор дальнейшего жизненного пути, самоопределение становятся тем мотивационным центром, который определяет деятельность, поведение и отношение к окружающему [1, 118].

Становление личности подростка, расширение круга его интересов, развитие самосознания, приобретение нового опыта общения со сверстниками, как правило, ведут к интенсивному росту социально ценных побуждений и переживаний. Подросток острее испытывает сочувствиепри виде горя других людей, ему свойственно стремление бескорыстно отказаться от чего-то для него ценного ради блага другого человека. В подростковом возрасте больше, чем в другом школьном возрасте, отмечается захваченность растущего человека переживаниями, связанными с добром, сочувствием, со способностью жертвовать своими запросами, потребностями ради других людей.

Кризис отрочества обогащает подростка знаниями и чувствами таких глубин, о которых он даже не подозревал в детстве. Подросток через собственные душевные муки обогащает сферу своих чувств и мыслей, он проходит трудную школу идентификации с самим собой и с другими, впервые овладевая опытом целенаправленного обособления [4, 215].

Участие в различных волонтерских акциях, фестивалях, концертах, конкурсах и тренингах способствует развитию у школьников социально-адаптивной компетенции, которая подразумевает развитие таких качеств личности как: позитивность в восприятии себя и окружающей жизни; активная жизненная позиция; инициативность; мобильность; конкурентоспособность; умение принимать решение в разных ситуациях; удовлетворенность взаимоотношениями с окружающими людьми и, как правило, коммуникабельность и многие другие. Волонтерская деятельность, таким образом, становится важнейшей частью воспитательной системы школы.

На основе изучения опыта работы по социализации подростков посредством волонтерской деятельности творческой группой учителей МБОУ средняя обшеобразовательная школа №121 г. Самары было принято решение упорядочить и систематизировать проведение мероприятий социальной направленности. Появилась идея создать в школе волонтерский отряд. Большое влияние на определение целей, форм и средств волонтерской деятельности оказал семинар, проведенный в Самаре международным экспертом по вопросам сиротства Александром Гезаловым. Основным направлением своей деятельности мы избрали социальное волонтерство. На сегодняшний день в школе действует постоянный, хорошо организованный волонтерский отряд «Живое сердце», со своей эмблемой, формой и уставом, разработанными  учащимися школы. Социальными партнерами нашего отряда являются как общественные, так и различные муниципальные организации.

С 2012-2013 учебного года в школе реализуется проект, рассчитанный на три учебных года,  проект  взаимодействия с детским домом № 3 города Самара. Целью проекта является – сформировать инклюзивную среду для учащихся школы и воспитанников детского дома.

Использование данной формы работы целесообразно по нескольким причинам. Во-первых, она создаёт условия для самореализации подростка, применения своих знаний в решении личных проблем. Во-вторых, подросток не только приобретает определённую сумму знаний и обучается соответствующим навыкам поведения, но и у него формируется активная жизненная позиция, позволяющая ему репродуцировать свои знания и навыки в среде сверстников. В-третьих, передача психологической культуры осуществляется внутри подростковой субкультуры, чем снимается момент возрастного сопротивления мнению взрослых. 

В 2012-2013 учебном году между нашей школой и кафедрой возрастной психологии, факультета психологии Поволжской Государственной Социально Гуманитарной Академии заключен договор о сотрудничестве, предметом договора является психолого-педагогическое сопровождение волонтерской деятельности школьников. Ставится задача -  изучить влияние активной вовлеченности школьников в волонтерскую деятельность на ход процесса социализации и выработку ключевых социальных компетенций.

Главными ожидаемыми результатами проекта являются: положительная тенденция адаптированности участников проекта, формирование знаний и умений конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, развитие творческих возможностей участников проекта через их активную позицию по формированию инклюзивной среды.

 

 

  1. Божович, Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. М.1972.
  2. Болотов, В. А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. - № 10. -С. 8-14.
  3. Локтионова Т. А. История возникновения и становления волонтерства в России // Молодой ученый. — 2012. —
  4. №8. — С. 267-269. Реан, А. А. Психология подростка М., 2003.
  5. Сидоркина С. Л. Формирование социальной ответственности у подростков посредствомсоциально значимой деятельности. Нижний Новгород, 2010
Категория: Мои статьи | Добавил: Владимир_Михайлович (07.03.2013)
Просмотров: 5741 | Комментарии: 1 | Теги: волонтеры, воспитание | Рейтинг: 3.7/3
Всего комментариев: 1
1 Людмила  
0
Тема интересная! Тем более, что в нашем городе развивается добровольческое детское движение. Спасибо за статью!

Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2024