Форма входа

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Суббота, 18.05.2024, 13:34
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
  История - свидетель прошлого, свет истины,
живая память,учитель жизни, вестник старины
                                                            Цицерон
Сайт учителя истории  и обществознания МБОУ СОШ №121 г.Самара
Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход
Каталог файлов


Главная » Файлы » Уроки

Внутренняя политика Александра I 1801-1811 гг.
[ Скачать с сервера (858.4 Kb) ] 08.09.2013, 02:15


     11 марта 1801 года был совершен последний в истории Российской империи Дворцовый переворот. Убили императора Павла I. На престол взошел его сын Александр I.

     Тема нашего урока: "Внутренняя политика Александра I в 1801-1811 гг."    

     Еще до того как стать императором у Александра были мысли о том, что он не предназначен быть правителем. Он пишет своему бывшему учителю Лагарпу в 1795 году: "Мое положение меня вовсе не удовлетворяет, оно слишком блистательно для моего характера, которому нравятся исключительно тишина и спокойствие... Я сознаю, что не рожден для того высокого сана, который предназначен мне в будущем, от которого я дал себе клятву отказаться тем или иным способом". Что могло быть причиной таких мыслей? (не хотел брать ответственность) Идея отречения от власти усиливается в Александре сразу после Дворцового переворота. Александр I: «Скажут, что я убийца; мне обещали не посягать на его жизнь; Я самый несчастный человек в мире». Какие качества личности императора проявились в этой ситуации? Супруга Александра I, Елизавета Алексеевна высказывала идею искупления страшного греха благоденствием Отечества: «Умоляю вас не падать духом, посвятить себя счастью своего народа и смотреть на отправление власти, как на искупление».

     Александр делает свой выбор – он берет на себя ответственность управления страной. Вот какие слова произносит Александр I, выйдя к солдатам сразу после свершения Дворцового переворота: «Все при моем царствовании будет делаться по принципам и по сердцу моей любимой бабушки, императрицы Екатерины». Адам Чарторыйский, вспоминая свои беседы с тогда еще наследником престола, писал в своих мемуарах: «Он сказал мне, что нисколько не разделяет воззрений и правил Кабинета и Двора, что он далеко не одобряет политики и образа действий своей бабки; что он порицает ее основные начала». Как вы считаете, почему возникло это противоречие в высказываниях Александра? Какое из высказываний отражало истинное мнение Александра?

     Сейчас мы с вами должны назвать, какие факторы предопределяют особенности политики государственного деятеля. Из чего формируется его модель управления?

     Для начала давайте ознакомимся с периодом детства Александра I. Обратите внимание на слайд, на котором изображен юный Александр, его учитель Лагарп, Павел I и Екатерина II. Как вы считаете, почему именно так расположены портреты на слайде? Возьмите, пожалуйста, приложение № 1, на котором у нас приведены оценки и воспоминания современников Александра I, а также мнения историка Андрея Николаевича Сахарова. Итак, знакомимся с оценкой современников, пожалуйста, читает _________.  Сахаровым у нас будет _______. Андрей Николаевич, пожалуйста, поделитесь своим мнением. Воспоминания Адама Чарторыйского. Как влияло окружение на будущего правителя? Какое образование получил Александр? Таким образом, западное образование сформировало гуманное, республиканское, идеализированное мировоззрение.

     Теперь давайте скажем о качествах личности. Ребят, а какие качества необходимы лидеру государства? А какие качества личности могли быть сформированы в такой обстановке у будущего правителя?

     Ребята, используя метод исторического прогнозирования, исходя из факторов, давайте сформулируем гипотезу, каковы будут особенности политики Александра I? Особенностями политики  Александра I будут: либеральная направленность, нереалистичность, непоследовательность.

     На рабочих листах, в таблице вы можете видеть намерения Александра I. Носит ли они либеральный характер?

     И действительно, после того как Александр I приходит к власти в России начинаются либеральные преобразования, которые связывают с деятельность «Негласного комитета». Давайте посмотрим в Словарь терминов и определим это понятие. На слайде у нас находится картина с изображением работы «Негласного комитета». Итак, уже 17 марта 1801 года были изданы указы о политической амнистии, ослаблении цензуры, восстановлении «Жалованной грамоты дворянству», уничтожении Тайной экспедиции. Снова обращаемся к Словарю терминов и вспоминаем с вами значение терминов амнистия и цензура, а также знакомимся с понятием Тайная экспедиция. 20 февраля 1803 года был издан указ «О вольных Хлебопашцах», который позволял крестьянину стать лично свободным, заплатив помещику выкуп, но воспользоваться этим правом смогли только 0.5 % крепостных крестьян. Как мы сформулируем результат реформы? В 1802 – 1811 гг. Александр проводит министерскую реформу с целью реформирования системы государственного управления. Реформа затягивается на 9 лет, результатом становится еще большая неразбериха в структуре органов государственной власти. С точки зрения передовой Европы это было ничтожно мало. Но это была консервативная Россия. Возможно для того времени, чтобы не быть убитым в очередном заговоре, это были важные шаги.

     Исполнительная власть была в руках старых вельмож. Они были сведущи в текущих делах, и Александру приходилось иметь с ними дело. Какие качества личности могли бы пригодиться императору в такой ситуации? Обладал ли он ими?

     Тем не менее, Александр I не отказывается от идеи проведения либеральных реформ. Император решает, что основная часть общества еще просто не готова к преобразованиям в связи со своей необразованностью. Поэтому Александр начинает проводить реформу образования, которая предусматривает, что учиться теперь могли представители всех сословий. Давайте подумаем, что могло дать образование основной массе населения – крестьянам, могли  они применить полученные знания на практике?

     Более серьезные реформы надо было обдумать, и обсудить основательно. Главное, надо было ознакомиться с положением дел в стране.

     Император поручает своему государственному секретарю Михаилу Михайловичу Сперанскому составить план постепенных реформ политического устройства России, этот законопроект получил название «Введение к уложению государственных законов». Возьмите, пожалуйста, приложение № 2 давайте ознакомимся с порядком законодательным. В качестве Сперанского у нас будет ________, итак Михаил Михайлович вы на докладе у императора, ознакомьте нас, пожалуйста, с законопроектом. При каком условии человек мог стать депутатом? Как изменилась бы политическая система страны с принятием документа? Какое из сословий было бы наиболее недовольно такими преобразованиями и почему?  

     Мнение дворян по данному законопроекту представил историк Николай Михайлович Карамзин, который написал «Записку о древней и новой России», и передал её лично Александру I. Мы с вами сейчас ознакомимся с отрывком из этой записки, возьмите приложение № 3. В качестве Карамзина свое негодование будет высказывать ________. Какие недостатки законопроекта выделяет автор записки в первом и втором абзацах? В чем принципиальное различие позиций Сперанского и Карамзина по вопросу разрешения существующих проблем государства? Каково ваше мнение по этому вопросу? Аргументируйте.

     В другой части законопроекта Сперанский предлагает разделить все население России на три состояния, каждое из которых наделяется определенными правами. Но самым главным было то, что Сперанский предполагал разрешить переход из одного состояния в другое. Внимание на экран, здесь изображены условия перехода их одного состояния в другое. Давайте обратимся к Словарю терминов, и вспомним с вами определение терминов сословие и классы. Какие изменения в социальной структуре общества предлагает ввести автор законопроекта?

     Карамзин в своей записке не оставил без внимания и эту часть законопроекта. Возьмите, пожалуйста, приложение № 4. В этот раз в роли Карамзина выказывать свое недовольство будет ________. Пожалуйста, Николай Михайлович, какие у вас будут замечания? Какие аргументы приводит автор записки в защиту прежней системы социального устройства общества?

     В итоге Александр I не решился реализовать проект Сперанского, из всех предложений реализовав только идею создания Государственного совета, который, правда, получил только совещательные функции. Как вы думаете, почему был отклонен законопроект Сперанского? Какие личностные качества императора проявились в данной ситуации?

     Изучив материал, мы пришли к тому, что преобразования Александра I носили либеральный характер, но оказались нереалистичными и непоследовательными. Подтвердилась ли наша гипотеза. Исследование может быть продолжено при изучении последующего периода во внутренней политике и при изучении внешней политики Александра I.

     Если бы вам представилась возможность стать императором России, вы бы согласились? Почему? Только ли правители берут на себя ответственность? Перед кем вы ответственны и за что?

     Надеюсь, вы будете помнить слова французского писателя Альберта Камю: «Брать на себя ответственность – это одно, а нести ее – это совсем другое». Взял ли на себя ответственность Александр I? Смог ли он ее достойно нести? Почему?

     Спасибо за работу, урок окончен.

Категория: Уроки | Добавил: Владимир_Михайлович
Просмотров: 3922 | Загрузок: 140 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2024