Для начала давайте внимательно посмотрим
один небольшой видео сюжет и вместе с вами попробуем сформулировать тему
сегодняшнего урока.
Видео сюжет.
О каком правителе идет речь (Иван IV)? Как характеризуют его разные историки (передовая
личность или помешенный)? Взгляд Карамзина на личность Ивана IV – добрый, тиран и деспот.
Слайд
1. Итак, сегодня мы с вами говорим об Иване IV. Тема нашего урока звучит так:
«Иван IV
– тиран или реформатор?». Мы сегодня с вами должны составить собственное
обоснованное мнение об Иване IV,
как исторической личности. Запишите, пожалуйста, в свои рабочие листы тему
урока и годы жизни Ивана IV.
Скажите мне пожалуйста, для
того чтобы оценить личность и деятельность Ивана IV, какие группы фактов его биографии и
деятельности мы должны изучить и проанализировать? (приложение 1).
Слайд
2. Теперь давайте ознакомимся с
особенностями детства Ивана IV. Внимание на экран.
Слайд 3. Итак, в чем же причины двойственности характера Ивана IV (рано осиротел, пренебрежение со стороны окружающих, рос среди насилия
и своеволия)? Какие черты характера сформировались в детстве (робость,
подозрительность, пугливость, наклонность преувеличивать опасность)? Как
неблагоприятные обстоятельства становления личности могли повлиять на характер
его будущего правления (рано привык думать, что окружен только врагами; стал
жестоким и мстительным)?
Слайд 4. При этом следует отметить, что среди окружения Ивана IV были люди, которые поддерживали его. Например, митрополит Макарий
помогал Ивану противостоять боярским группировкам, и именно он подсказал
Великому Князю идею венчания на царство для укрепления власти. Таким образом, мы должны сделать с вами
вывод, что непростое детство Ивана IV во многом предопределило характер его
правления. Каким образом мы с вами можем отнести этот пример к себе? Является
ли ваше детство условием успешности во взрослой жизни? Какую роль играет
окружение в процессе становления человека? Задумываетесь ли вы о своем
окружении и его влиянии на вас?
Слайд
5. Иван твердо решил, что когда он вырастет, он сосредоточит всю власть в
своих руках – укрепление самодержавной власти, расправится с неугодными
боярами, которые растаскивают государство на куски – борьба с сепаратизмом, и
сделает Россию ведущей державой – усиление международного авторитета
российского государства, все это стало целями его правления.
Слайд
6. 16 января 1547 года в Успенском соборе Кремля произошло венчание Ивана IV на царство – он первый российский
царь. На момент венчания на царство ему было 16 лет! Огромная ответственность
легла на плечи совсем еще молодого человека.
Слайд
7. В 1549 году был созван первый в истории России Земский Собор — собрание
представителей
различных слоёв населения для решения политических, экономических и
административных вопросов. Этот собор вошел в историю, как собор примирения.
Возьмите, пожалуйста, текст синего цвета. Сейчас мы с вами инсценируем события
почти 500-летней давности, Иваном IV у нас будет _________, а в качестве бояр выступят
_________. Ваша задача не просто прочитать текст, но и постараться сделать это
максимально правдоподобно, войти в образ своих героев (приложение 3). Спасибо итак,
почему Земский Собор 1549 года современники назвали «Собором примирения»?
Теперь давайте запишем в наши рабочие листы это событие и выделим, какие цели
преследовал Иван IV
при проведении Земского Собора и какие способы достижения цели он применил.
Предлагаю вам оценивать деятельность по способам достижения цели, которые мы
можем поделить на реформы и тиранию.
Слайд
8. Судебник Ивана IV
– сборник законов, принятый в 1550 году. Возьмите, пожалуйста, текст зеленого
цвета прочитайте и выполните задания к нему (приложение 4). Скажите,
пожалуйста, для чего Ивану IV
потребовалось принять этот Судебник
(ликвидация последствий боярского правления боярского правления, усиление роли
центральных судебных органов)? Теперь давайте запишем в наши рабочие листы это
событие и выделим, какие цели преследовал Иван IV при принятии Судебника и какие
способы достижения цели он применил.
Слайд 9. Разорение
Новгорода - 1569-1570 гг. получивший донос о том, что новгородцы в лице архиепископа Пимена
и бояр хотят предать его и передать город Польскому королю, во главе войска
торжественно въехал в Новгород по мосту через Волхов. Возьмите,
пожалуйста, текст красного цвета, Иван IV прочитает нам свои слова к
архиепископу Пимену. Итак, какие цели преследовал Иван Грозный при разорении
Новгорода (сохранить целостность Московской Руси)? Теперь самостоятельно
ознакомьтесь с выдержками из Новгородской летописи (приложение 5).
Какие
способы он применял для достижения цели (разорение, тирания)? Что из текста
летописи произвело на вас наибольшее впечатление? Именно после этих событий в
народе стали назвать Ивана Грозным. Можем ли мы с вами сегодня в мире встретить
схожую жестокость? Почему люди продолжают вести себя подобным образом? Теперь
давайте запишем в наши рабочие листы это событие и выделим, какие цели
преследовал Иван IV
при разорении Новгорода и какие способы достижения цели он применил.
Слайд
10. Московские казни 1571г. - под репрессии попали самые приближенные к
царю люди. Были обвинены в измене бывшие любимцы царя. Вместе с ними в конце
июля 1571 г. было казнено в Москве до 200 человек. Возьмите, пожалуйста,
текст белого цвета прочитайте и выполните задание к нему. Какая цель была у Ивана Грозного при
осуществлении казней (усиление личной власти)? (приложение 6). Теперь давайте запишем в наши
рабочие листы это событие и выделим, какие цели преследовал Иван IV, осуществляя Московские казни и какие способы достижения цели он применил.
Слайд 11. «Избранная Рада» — термин,
введённый князем А. М. Курбским для обозначения круга лиц,
составлявших неформальное правительство при Иване Грозном в 1549—1560гг. Опричнина — период в истории
России (с 1565 по 1572 год), обозначившийся государственной борьбой с
предателями Родины, и людьми, желавшими убить царя Ивана Грозного. Сейчас мы с
вами должны заполнить верхнюю строку таблицы «Деятельность», отнесся к каждой
группе фактов одно из понятий. Можем ли мы в данной ситуации говорить о влиянии
окружения на деятельность Ивана IV?
Слайд
12. Изучив и проанализировав некоторые факты из внутриполитической
деятельности Ивана Грозного, мы сейчас с вами должны сформулировать собственное
обоснованное мнение о соответствии целей и способов достижения цели. Для
обозначения позиций возьмем два высказывания: 1. «Цель оправдывает средства».
Н.
Макиавелли; 2. «Даже самое благое дело, не стоит единой слезы ребенка».
Ф. Достоевский. Какое из высказываний в большей мере отражает вашу позицию?
Почему?
Слайд 13. Штурм Казани 1552 года
оказался успешным, потому что он был тщательно спланирован, и для его
осуществления русская армия применила все последние военно-инженерные
достижения эпохи, которых не было у противника. Казанское ханство прекратило
своё существование и вошло в состав Московского государства. Мы с вами записываем
это событие в колонку «Избранная рада», также записываем результат и способы.
Слайд
14.
Ливонская война - Война началась с нападения Русского царства на Ливонию в
январе 1558 года. На первом этапе войны русские войска достигли значительных успехов,
завоевав целый ряд городов и замков – это была эпоха деятельности «Избранной
рады». В 1570 году в войну против России вступила Швеция. После ряда поражений
российских войск боевые действия были перенесены на территорию России – это уже
результат деятельности Опричнины. Война закончилась подписанием Ям-Запольского
(1582 год) и Плюсского (1583 год) перемирий. Россия лишалась всех завоеваний,
сделанных в результате войны, а также земель на границе с Речью Посполитой и
приморских балтийских городов. Мы с вами записываем это событие в
колонку Опричнина, также записываем результат и способы.
Слайд
15. Итоги правления Ивана Грозного:
Установление
в России абсолютной монархии;
Расправа
над всеми внутриполитическими оппонентами Ивана Грозного;
Расширение
территории российского государства.
Достиг ли своих целей Иван
Грозный?
Слайд
16. Но были и другие итоги правления Ивана Грозного, которые связывают с
деятельностью Опричнины:
Разрушена
экономика страны - разорено 40% крестьянских дворов;
Огромные жертвы - 22 тысячи человек казнено.
Попробуйте
еще раз сформулировать свою точку зрения на соответствии целей и
способов достижения цели.
Слайд
17. Теперь давайте вернемся к теме нашего сегодняшнего урока, и выскажем
собственное мнение с обоснованием о личности Ивана Грозного – тиран или
реформатор? Итак, сегодня мы с вами выяснили, что окружение человека на каждом
этапе жизни имеет большое значение. Особую роль в жизни человека играет период
детства. Критериями оценки деятельности человека могут быть не только
результаты этой деятельности, но и способы, применяемые для достижения цели.
Слайд
18. В завершении сегодняшнего урока я хотел бы привести слова современника
Ивана Грозного, испанского писателя Мигеля Сервантеса: «История — сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого,
пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего».
Урок окончен, спасибо за внимание.
|