Форма входа

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Суббота, 18.05.2024, 15:59
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS
  История - свидетель прошлого, свет истины,
живая память,учитель жизни, вестник старины
                                                            Цицерон
Сайт учителя истории  и обществознания МБОУ СОШ №121 г.Самара
Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход
Каталог файлов


Главная » Файлы » Уроки

Внутренняя политика Ивана Грозного
[ Скачать с сервера (13.58 Mb) ] 08.09.2013, 01:34

     Для начала давайте внимательно посмотрим один небольшой видео сюжет и вместе с вами попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока.

     Видео сюжет. О каком правителе идет речь (Иван IV)? Как характеризуют его разные историки (передовая личность или помешенный)? Взгляд Карамзина на личность Ивана IV – добрый, тиран и деспот.

     Слайд 1. Итак, сегодня мы с вами говорим об Иване IV. Тема нашего урока звучит так: «Иван IV – тиран или реформатор?». Мы сегодня с вами должны составить собственное обоснованное мнение об Иване IV, как исторической личности. Запишите, пожалуйста, в свои рабочие листы тему урока и годы жизни Ивана IV.

     Скажите мне пожалуйста, для того чтобы оценить личность и деятельность Ивана IV, какие группы фактов его биографии и деятельности мы должны изучить и проанализировать? (приложение 1).

     Слайд 2. Теперь давайте ознакомимся с особенностями детства Ивана IV. Внимание на экран.

     Слайд 3. Итак, в чем же причины двойственности характера Ивана IV (рано осиротел, пренебрежение со стороны окружающих, рос среди насилия и своеволия)? Какие черты характера сформировались в детстве (робость, подозрительность, пугливость, наклонность преувеличивать опасность)? Как неблагоприятные обстоятельства становления личности могли повлиять на характер его будущего правления (рано привык думать, что окружен только врагами; стал жестоким и мстительным)?

     Слайд 4. При этом следует отметить, что среди окружения Ивана IV были люди, которые поддерживали его. Например, митрополит Макарий помогал Ивану противостоять боярским группировкам, и именно он подсказал Великому Князю идею венчания на царство для укрепления власти.  Таким образом, мы должны сделать с вами вывод, что непростое детство Ивана IV во многом предопределило характер его правления. Каким образом мы с вами можем отнести этот пример к себе? Является ли ваше детство условием успешности во взрослой жизни? Какую роль играет окружение в процессе становления человека? Задумываетесь ли вы о своем окружении и его влиянии на вас?

     Слайд 5. Иван твердо решил, что когда он вырастет, он сосредоточит всю власть в своих руках – укрепление самодержавной власти, расправится с неугодными боярами, которые растаскивают государство на куски – борьба с сепаратизмом, и сделает Россию ведущей державой – усиление международного авторитета российского государства, все это стало целями его правления.

     Слайд 6. 16 января 1547 года в Успенском соборе Кремля произошло венчание Ивана IV на царство – он первый российский царь. На момент венчания на царство ему было 16 лет! Огромная ответственность легла на плечи совсем еще молодого человека.

     Слайд 7. В 1549 году был созван первый в истории России Земский Собор — собрание представителей различных слоёв населения для решения политических, экономических и административных вопросов. Этот собор вошел в историю, как собор примирения. Возьмите, пожалуйста, текст синего цвета. Сейчас мы с вами инсценируем события почти 500-летней давности, Иваном IV у нас будет _________, а в качестве бояр выступят _________. Ваша задача не просто прочитать текст, но и постараться сделать это максимально правдоподобно, войти в образ своих героев (приложение 3). Спасибо итак, почему Земский Собор 1549 года современники назвали «Собором примирения»? Теперь давайте запишем в наши рабочие листы это событие и выделим, какие цели преследовал Иван IV при проведении Земского Собора и какие способы достижения цели он применил. Предлагаю вам оценивать деятельность по способам достижения цели, которые мы можем поделить на реформы и тиранию.

     Слайд 8. Судебник Ивана IV – сборник законов, принятый в 1550 году. Возьмите, пожалуйста, текст зеленого цвета прочитайте и выполните задания к нему (приложение 4). Скажите, пожалуйста, для чего Ивану IV потребовалось  принять этот Судебник (ликвидация последствий боярского правления боярского правления, усиление роли центральных судебных органов)? Теперь давайте запишем в наши рабочие листы это событие и выделим, какие цели преследовал Иван IV при принятии Судебника и какие способы достижения цели он применил.

     Слайд 9. Разорение Новгорода - 1569-1570 гг. получивший донос о том, что новгородцы в лице архиепископа Пимена и бояр хотят предать его и передать город Польскому королю, во главе войска торжественно въехал в Новгород по мосту через Волхов. Возьмите, пожалуйста, текст красного цвета, Иван IV прочитает нам свои слова к архиепископу Пимену. Итак, какие цели преследовал Иван Грозный при разорении Новгорода (сохранить целостность Московской Руси)? Теперь самостоятельно ознакомьтесь с выдержками из Новгородской летописи (приложение 5). Какие способы он применял для достижения цели (разорение, тирания)? Что из текста летописи произвело на вас наибольшее впечатление? Именно после этих событий в народе стали назвать Ивана Грозным. Можем ли мы с вами сегодня в мире встретить схожую жестокость? Почему люди продолжают вести себя подобным образом? Теперь давайте запишем в наши рабочие листы это событие и выделим, какие цели преследовал Иван IV при разорении Новгорода и какие способы достижения цели он применил.

     Слайд 10. Московские казни 1571г. - под репрессии попали самые приближенные к царю люди. Были обвинены в измене бывшие любимцы царя. Вместе с ними в конце июля 1571 г. было казнено в Москве до 200 человек. Возьмите, пожалуйста, текст белого цвета прочитайте и выполните задание к нему.  Какая цель была у Ивана Грозного при осуществлении казней (усиление личной власти)?  (приложение 6). Теперь давайте запишем в наши рабочие листы это событие и выделим, какие цели преследовал Иван IV, осуществляя Московские казни  и какие способы достижения цели он применил.

    Слайд 11. «Избранная Рада» — термин, введённый князем А. М. Курбским для обозначения круга лиц, составлявших неформальное правительство при Иване Грозном в 1549—1560гг. Опричнина — период в истории России (с 1565 по 1572 год), обозначившийся государственной борьбой с предателями Родины, и людьми, желавшими убить царя Ивана Грозного. Сейчас мы с вами должны заполнить верхнюю строку таблицы «Деятельность», отнесся к каждой группе фактов одно из понятий. Можем ли мы в данной ситуации говорить о влиянии окружения на деятельность Ивана IV?

     Слайд 12. Изучив и проанализировав некоторые факты из внутриполитической деятельности Ивана Грозного, мы сейчас с вами должны сформулировать собственное обоснованное мнение о соответствии целей и способов достижения цели. Для обозначения позиций возьмем два высказывания: 1. «Цель оправдывает средства». Н. Макиавелли; 2. «Даже самое благое дело, не стоит единой слезы ребенка». Ф. Достоевский. Какое из высказываний в большей мере отражает вашу позицию? Почему?

     Слайд 13. Штурм Казани 1552 года оказался успешным, потому что он был тщательно спланирован, и для его осуществления русская армия применила все последние военно-инженерные достижения эпохи, которых не было у противника. Казанское ханство прекратило своё существование и вошло в состав Московского государства. Мы с вами записываем это событие в колонку «Избранная рада», также записываем результат и способы.

     Слайд 14. Ливонская война - Война началась с нападения Русского царства на Ливонию в январе 1558 года. На первом этапе войны русские войска достигли значительных успехов, завоевав целый ряд городов и замков – это была эпоха деятельности «Избранной рады». В 1570 году в войну против России вступила Швеция. После ряда поражений российских войск боевые действия были перенесены на территорию России – это уже результат деятельности Опричнины. Война закончилась подписанием Ям-Запольского (1582 год) и Плюсского (1583 год) перемирий. Россия лишалась всех завоеваний, сделанных в результате войны, а также земель на границе с Речью Посполитой и приморских балтийских городов. Мы с вами записываем это событие в колонку Опричнина, также записываем результат и способы.

     Слайд 15. Итоги правления Ивана Грозного:

—  Установление в России абсолютной монархии;

—  Расправа над всеми внутриполитическими оппонентами Ивана Грозного;

—  Расширение территории российского государства.

Достиг ли своих целей Иван Грозный?

     Слайд 16. Но были и другие итоги правления Ивана Грозного, которые связывают с деятельностью Опричнины:

—  Разрушена экономика страны - разорено 40% крестьянских дворов;

—  Огромные жертвы - 22 тысячи человек казнено.

Попробуйте еще раз сформулировать свою точку зрения на соответствии целей и способов достижения цели.

     Слайд 17. Теперь давайте вернемся к теме нашего сегодняшнего урока, и выскажем собственное мнение с обоснованием о личности Ивана Грозного – тиран или реформатор? Итак, сегодня мы с вами выяснили, что окружение человека на каждом этапе жизни имеет большое значение. Особую роль в жизни человека играет период детства. Критериями оценки деятельности человека могут быть не только результаты этой деятельности, но и способы, применяемые для достижения цели.

     Слайд 18. В завершении сегодняшнего урока я хотел бы привести слова современника Ивана Грозного, испанского писателя Мигеля Сервантеса: «История — сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего».

     Урок окончен, спасибо за внимание. 

Категория: Уроки | Добавил: Владимир_Михайлович
Просмотров: 2656 | Загрузок: 135 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2024